Программное заявление

Программное заявление Коммунистического Союза «15 сентября»

1. СССР и причины его гибели.

В 1917 году в России произошло переломное для человечества событие – власть в обществе взял союз эксплуатируемых классов. Руководство этой властью осуществляли большевики во главе с Лениным. СССР – это первый в истории пример, когда человеческое общество организовало своё развитие планово, сознательно. До победы социалистической революции в России общество развивалось исключительно стихийно. В экономической жизни господствовала анархия и жажда наживы. Цели общественного производства были скрыты накоплением богатств в руках кучки олигархов, а непосредственные производители отчуждены от результатов производства. Жизнь СССР перевернула экономические, политические и культурные основы прозябания человечества в рыночном рабстве.

Конечно, изменения общественных отношений и в прошлом осуществлялись, главным образом, сознательно – в результате борьбы передовых классов. И раньше происходили революции, но это были финальные аккорды установления новой общественной структуры на уже сложившийся фундамент, на утвердившиеся новые экономические отношения. Эти революции имели одинаковый сценарий: молодые эксплуататорские классы на плечах у массы эксплуатируемых сметали старые эксплуататорские классы, устанавливая новые общественные порядки. Получив власть, они охлаждали пыл освобождения, превращали свою революционную политику в контрреволюционную реакцию. Вообще вся история человечества, исключая первобытнообщинный строй, – это борьба за освобождение огромных масс от ничтожной кучки эксплуататоров.

Всякое освобождение было сознательно лишь в самой малой степени. Стихийность исторического развития – понятие относительное, но сегодня мы смело можем сказать, что преодолен тот рубеж после которого мы можем утверждать, что эпоха освобождения от природного и социального рабства уже началась. Как только появилось научное и революционное учение Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, закономерно вырастающее из всего развития человеческой мысли, – появился шанс завершить движение истории «по течению реки». Марксизм был невозможен, пока в недрах общества не назрела возможность для применения его выводов, пока научная картина мира не достигла необходимого уровня. Марксизм – это инструкция по дальнейшим самостоятельным действиям человечества, разработанная в связи с концом слепой зависимости людей от условий их существования.

Промышленность, перевернувшая жизнь человека, создала предпосылку к качественному переходу в преобразовании природы. В недрах капитализма естественно и неизбежно создаются самые главные, объективные условия перехода к коммунизму – это крупная индустрия, высокоразвитые естественные науки и, самое главное, марксистская теория. Таким образом, в обществе появляется социальная сила, которая может его перевернуть и организовать так, как необходимо. Но возможное не значит действительное, нужно много работать, чтобы сделать действительным то, что считаем возможным.

Ленин и большевики привнесли марксизм в массы и совершили политическую революцию в октябре 1917 года. Затем, сообразно действительности, начали развивать общество, освобождая его от пут капитализма. К середине 1930-х гг. в СССР были созданы основы социалистического строя. Однако это не означало окончательной победы социализма. Мелкобуржуазная среда, паразитировавшая на пережитках капитализма, сохранялась, и потенциально несла в себе возможность отхода коммунистической партии от марксизма, что и произошло во второй половине 1950-х гг.

Социализм представляет собой переходный этап борьбы общества за новую жизнь. Основной экономический закон социализма: удовлетворение постоянно растущих материальных и духовных потребностей трудящихся на основе развития передовой техники и науки. При социализме используется буржуазный принцип распределения «от каждого по способностям, каждому по труду». Труд, по мере культурного развития людей, медленно перестает быть средством к жизни и становится осознанной потребностью. Весь прибавочный продукт общества направляется на общественные нужды, на развитие общества. Основной враг экономики социализма – это дисбаланс производства, приводящий к анархии, т.е. создающий потенциально основу для возникновения товарных отношений. Рынок, будучи основной развития в классовом обществе, при социализме является самым большим злом, тянущим в эпоху капиталистического рабства. В области общественного сознания происходит также борьба коммунистической культуры нового человека, воспитанного на коммунистических отношениях, со старыми пережитками. Они должны устраняться, отмирать вместе с развитием научного сознания, с прививанием научной картины мира и включением в коммунистический труд. Руководящую и направляющую роль в развитии общества при социализме играет передовая организация класса трудящихся, наиболее теоретически квалифицированные его представители – коммунистическая партия. Одной из главных задач социалистического строительства является вовлечение масс трудящихся в общественную жизнь, в реальную практику управления обществом. Мы считаем, что эти основные принципы: 1. основной экономический закон социализма, 2. принцип распределения по труду, 3. культурная революция, 4. руководящая роль коммунистической партии, 5. повышение компетенции масс и их вовлечение в управление обществом, соблюдались, сообразно действительности тех лет, лишь до конца сталинского руководства партией.

На XX съезде (февраль 1956 г.) произошел качественный скачок в политике партии. На волне необоснованной критики «культа» Сталина началась ревизия фундаментальных положений марксизма-ленинизма, выдававшаяся за его развитие. В результате внутрипартийной борьбы сторонники курса на изживание товарных отношений в июне 1957 г. были отстранены от руководства партией и государством (Молотов и другие).

Причиной этого стал недостаток грамотных марксистов в КПСС. Сила сохранявшихся мелкобуржуазных пережитков оказалась слишком значительна, и партия не смогла перед ней устоять. В результате некомпетентное большинство навязало ошибочную политику, приведшую в конце-концов к краху социализма. Система партийной учебы, необходимая для исключения подобных поворотов, оказалась недостаточной. В условиях социалистического строительства партия взяла на себя все хозяйственные функции, во многом забыв об идеологии. Мелкобуржуазные взгляды сохранились в массе советских людей и членов КПСС. Именно на эти взгляды опиралась группировка Н.С. Хрущева, подменившая марксизм-ленинизм мелкобуржуазным популизмом.

Начался процесс поиска форм соединения социалистических и капиталистических элементов производственных отношений. В марте 1958 г. было решено передать технику машино-тракторных станций (МТС) колхозам. Ликвидация МТС — опоры рабочего класса в деревне, усиление групповой собственности колхозов и расширение товарного обращения стало началом торможения развития производственных отношений социализма, особенно в сельском хозяйстве. Другим постоянно действующим тормозом было планирование и оценка работы предприятий по росту валовой продукции и получению прибыли. Природа же социализма требует ориентировать предприятия на рост чистой продукции необходимой номенклатуры и ассортимента и на экономию издержек производства.

XXI съезд (февраль 1959 г.), преувеличив значение достигнутых успехов в развитии производительных сил, сделал вывод, что социализм в СССР одержал полную, окончательную победу и вступил в период развернутого строительства коммунистического общества. Но полная и окончательная победа социализма, согласно марксизму-ленинизму, — окончание его развития как социализма и переход к бесклассовому обществу — коммунизму.

Этот сдвиг в сторону развития групповой колхозной собственности и соответственно товарных отношений на XXII съезде (октябрь 1961г) был закреплен в третьей Программе партии, названной программой строительства коммунизма. Переход к коммунизму, однако, не возможен без изживания товарных отношений и групповой колхозной собственности под воздействием соответствующей политики государства — диктатуры рабочего класса.

Игнорирование этих закономерностей привело партию к ревизионистскому выводу о произошедшем перерастании государства диктатуры пролетариата в общенародное государство, а партии рабочего класса — в общенародную партию.

Произошла ревизия марксизма-ленинизма, согласно которому диктатура рабочего класса под руководством коммунистической партии является необходимым и обязательным условием отмирания государства и постепенного превращения его по мере приближения к бесклассовому обществу в ассоциацию производителей.

Партия начала терять свою коммунистичность, постепенно превращаясь в социал-демократическую партию. В ее политике стали определяющими укрепление групповой колхозной собственности, введение элементов капиталистических производственных отношений в среду экономики и, как следствие, расширение среды действия товарных отношений.

На международной арене было объявлено о «мирном сосуществовании социализма с капитализмом». Ради сиюминутных интересов советское руководство некритически поддерживало псевдокоммунистические партии, ушедшие в социал-реформизм, а также различные антикоммунистические режимы, прикрывавшиеся «национально-освободительной борьбой».

В октябре 1964 г. вместо Хрущева первым секретарем ЦК партии был избран Брежнев. Но это не изменило направление политики партии, закономерным продолжением которой стала экономическая реформа, начатая в сентябре 1965 г. Реформа ориентировала предприятия на получение прибыли, часть которой оставалась в их распоряжении. Это стимулировало групповой эгоизм, заинтересовывало предприятия выпускать меньше продукции, но как можно дороже, породило дефицит и инфляцию, усилило неэквивалентность отношений между городом и деревней, подняло удельный вес дорогих товаров для населения. Возникли условия для теневой экономики, которая порождала коррупцию и буржуазное перерождение руководящих кадров.

К 80-м годам «социалистическая система» превратилась в общество победившей мелкобуржуазной стихии. В СССР выработался образ мысли, который произрастал из мелкособственнического сознания, а любое творчество, вся «коммунистичность» выродилась в формулы-заклинания. Марксистская теория погибала под прессом невежества, буржуазных пережитков и не получала реализации в практической жизни общества. А когда нет научно поставленной цели, тогда социалистическое общество слепо идет по пути наименьшего сопротивления и реставрации капитализма.

В условиях засилья псевдоначных теорий на арену общественной жизни ворвались сотни тысяч буржуазно настроенных обывателей. Это кадровый резерв капитализма начал по частям разрывать общественную собственность социализма. Они, подобно необразованному крестьянину, побежали за лозунгом свободы и индивидуального обогащения. Объявив «свободу», которой не было «при социализме», верхушка дорвавшихся до власти и собственности начала воровать, позволив воровать низам. Более 2/3 производительных сил были разрушены, многие люди не смогли пережить 90-е годы.

Одним из главных итогов контрреволюции стала ненависть большинства граждан к политике, к общественной жизни и глубочайшее заражение бытовым индивидуализмом. Коммунистическая идеология не просто не смогла что-либо противопоставить буржуазному сознанию, но и обрела ярлык «навсегда устаревшей». Теперь к ней выработалось стойкое пренебрежительное отношение, что сродни отвержению науки в пользу религии.

Производительные силы и ресурсы, захваченные российской буржуазией, были так огромны, что несмотря на разрушение части из них, российские монополисты оказались способными конкурировать на мировом рынке с иностранными монополистами. Причем произошло сращивание промышленной и финансовой частей капитала в таких размерах и с такими возможностями, которые к настоящему моменту поставили Россию в один ряд с империалистическими странами. Капитализм в России вступил в империалистическую стадию развития. И хотя он зависит от империализма США и Евросоюза, но уже может агрессивно диктовать свою волю более слабым, в том числе вооруженным путем, как это было в августе 2008 г. в ходе вооруженного конфликта в Южной Осетии.

2. Борьба сегодня

Сегодня необходимо провести наиболее полное исследование современного капитализма, разоблачать ревизию марксизма, оппортунизм, анализировать социализм СССР, опыт побед и поражения большевистской партии, разрабатывать сообразно условиям стратегию и тактику борьбы. Только кропотливо проведя эту работу, победив в теоретической форме классовой борьбы, можно привлечь прогрессивных интеллигентов, передовых рабочих и воспитать их в духе большевизма.

Рабочий класс – это часть общества, не владеющая средствами производства, а значит вынужденная наниматься к собственникам, которые ими владеют. Иными словами, рабочими называют тружеников крупного промышленного производства в силу их положения в системе производства, по характеру вкладываемого труда. Но такое определение навсегда застывшее. Определение, которое продиктовано капиталистической организацией общества и которое всегда будет верным формально, пока существует капитализм. Кроме чисто формального определения рабочего класса существует его диалектическое определение – это класс, который станет могильщиком классовых обществ, могильщиком капитализма и основным созидателем бесклассового коммунизма. Также из этого следует более конкретное, определяющее свойство рабочего класса в (сегодняшних) капиталистических условиях – это противопоставление собственных интересов интересам господствующего буржуазного класса.

Рабочий класс в масштабах истории – это последний революционный класс, в победоносной борьбе которого завершается эпоха классовых обществ, но свою роль сыграть он может только при поддержке (или учитывая интересы) всех трудящихся и с помощью революционной интеллигенции.

Революционная интеллигенция – это такая группа людей умственного труда, которая по своим умственным и моральным качествам озаботилась несправедливостью общественного устройства. Такие люди были всегда, как появилось угнетение и эксплуатация, чем более культурно развитей общество, тем большее количество сочувствующей интеллигенции идеям социальной справедливости. Такая интеллигенция по своим убеждениям не намерена поддерживать буржуазию, и встает на сторону борьбы самых угнетенных слоёв. В индустриальных странах на сторону рабочего класса, в аграрно-индустриальных и аграрных на сторону беднейшего крестьянства и батраков. Количественно революционная интеллигенция может быть достаточно велика, она организуется в революционные кружки, организации, партии и пытается пронести в угнетенные классы марксисткую теорию и стратегию борьбы.

Из массы революционной интеллигенции качественно выделяется группа носителей марксисткой теории – коммунисты. Причем определение, что коммунисты – это группа революционной интеллигенции, носит формальный характер. Фактически коммунисты, которые оформлены в свою организацию – коммунистическую партию, являются авангардом, передовой частью рабочего класса.

Качественное отличие коммунистов от мелкобуржуазных революционеров заключается в том, что коммунисты никогда не руководствуются морально-нравственным подходом в разработке стратегии и тактики борьбы. Оружие коммуниста – это разработанная научная теория общества, а значит теория революции – марксизм. Понять и изучить марксизм – это первейшая задача коммуниста и сознательного рабочего. Поняв и изучив марксизм, правильно, сообразно верной оценки ситуации и условий борьбы, его применить – это задача руководителей коммунистической партии, теоретиков марксизма на данном этапе.

Однако сегодня в России коммунистической партии не существует. Существует лишь десяток организаций с коммунистическими названиями. На практике все они проповедуют те или иные формы обывательского мелкобуржуазного протеста. В частности, КПРФ — это одна из основных буржуазных партий российского империализма, отражающая интересы той части российской буржуазии, которая ориентирована на сильное государство под вывеской «возращения к советским традициям», активное противостояние западному капиталу и социальную демагогию. Группы троцкистов (РСД, РРП, КРИ и др.), сливаясь с откровенными антикоммунистами в обличениях СССР и И.В. Сталина, проповедуют антимарксисткие утопические проекты, называя их «настоящим социализмом», «рабочей демократией» и т.д.

Так называемые «ортодоксальные коммунисты» (РКРП, ВКПБ, РКП-КПСС и др.) представляют собой идейно разношерстные левые организации, пытающиеся следовать букве марксизма, однако на деле лишь обслуживающие стихийный протест пролетариата. Они объединяют в своих рядах фактических националистов, анархо-синдикалистов, троцкистов с немногочисленными марксистами. Все эти «партии» (на деле — союзы региональных кружков) заражены «экономизмом» вследствие крайне низкого идейно-теоретического уровня большинства своих членов.

«Экономизм» – это оппортунистическое (приспособленческое) течение в коммунистическом движении, заключающееся в приспособлении тактики и организации коммунистов к стихии рабочего движения. Единственно правильную политическую борьбу рабочего класса, которая возникает на базе пропагандистской и организационной работы коммунистов, «экономисты» подменяют буржуазным влиянием. На деле «экономисты» отделываются фразой о возможности самоорганизации рабочих в ходе экономической борьбы на борьбу политическую.

Главная ошибка современного «экономизма» заключается в том, что результатом слепого следования в хвосте рабочего движения станет идейная смерть коммунистической теории и перерождение коммунистической партии в филиал профессионального союза рабочих. Опасность современного «экономизма» – в величайшей идейной путанице, которую эти деятели привносят в рабочий класс. Все попытки подвести под экономическую борьбу какие-то наукообразные идеи (вроде борьбы за «повышение зарплаты до уровня реальной стоимости рабочей силы») – есть самый примитивный оппортунизм. Подобные идеи не только несостоятельны с точки зрения марксизма, они запутывают рабочих, паразитируют на марксистских терминах.

Коммунисты руководят рабочим движением, направляя его политическую борьбу, а не в качестве организации экономического сопротивления. Прямую организацию экономического или гражданского протеста рабочих можно и нужно осуществлять, но нельзя этим ограничиваться и делать это нужно исключительно с толком для привнесения коммунистической сознательности рабочему классу.

В целом сегодня коммунистическое движение России находится на кружковом этапе. За набором псевдопартий с программами и уставами скрывается конгломерат различных кружков, групп и отдельных персоналий. Таков неутешительный итог более чем 20-летнего развития движения в постсоветских период.

Коммунистическое движение в 90-е представляло собой политически разлагающуюся массу недовольных членов КПСС. Они идейно стояли на советско-патриотических позициях, были дезорганизованы и беспомощны перед оппортунизмом КПРФ и либеральной идеологией. Тогдашним коммунистам не хватило субъективного фактора – крепкой теоретической подготовки, чтобы, реорганизовавшись, отступить, перегруппировать силы.

К сожалению, даже рядовые члены КПСС оказались поголовно заражены оппортунизмом еще в хрущевско-брежневские времена, а левая молодежь объективно, то есть в виду идейно-теоретической слабости своих «старших товарищей», не смогла дотянуться до достаточного для марксиста уровня.

Такое положение с постановкой стратегических и тактических вопросов революционной борьбы завело партийные и околопартийные массы коммунистов в идейный кризис, связанный с укоренившимися в левых организациях «экономизмом» и патриотизмом. Это и есть главный итог развития коммунистического движения на первом этапе реставрации капитализма. Иными словами: псевдомарксистская солянка идей, поданная вместо коммунистической программы, потерпела полное поражение от буржуазной идеологии на фоне отчуждения рабочего движения от коммунизма.

Новый этап развития капитализма в России, начавшийся в 2000-х гг. – установление политической и экономической власти монополий, сращивание государственного аппарата с крупным монополистическим капиталом. Период накопления прошел, буржуазный класс оформился в группу монополистов, которые полностью контролируют государственную власть. Началась экспансия российского капитала в другие страны и импорт дешевой рабочей силы.

От монополистической буржуазии (олигархов) отслоилась многочисленная часть средней и мелкой немонополистической буржуазии, которая продолжает выдвигать свои политические программы: «левую» (КПРФ, «Справедливая Россия»), «либеральную» (демократическое гражданское движение и либеральные партии), «правую» (фашистские и националистические партии, ЛДПР). Идейные позиции мелкой и средней буржуазии разделяет большая часть активных рабочих.

Сегодня специфика российского пролетариата заключается в его осторожности, внешне выраженной в форме аполитичности. Пролетарии, особенно физического труда, не желают занимать какую-либо позицию по важным политическим вопросам, так как не видят внятной альтернативы буржуазно-консервативной политике группировки Путина.

Марксисты утверждают, что практика – критерий истины. Именно по практике коммунистической борьбы и строительства социализма, перевирая факты и искажая смысл, буржуазия наносит наиболее эффективные удары при помощи левых патриотов, различных национал-сталинистов. Эти теории спекулируют на недовольстве пролетариата и направляют его политическую активность в ложное русло централизации власти монополий и шовинизма. Свою лепту в борьбу с марксизмом вносит и противоположный фланг — левацкие группировки анархистов и троцкистов.

Новый этап империализма требует от нас еще более последовательно работать над идейным размежеванием с оппортунизмом. Именно через оппортунистические программы левых организаций проникает разлагающее влияние буржуазной идеологии.

В полный рост встает вопрос о наиболее адекватных формах работы. Мы предлагаем свою тактику: работать сейчас над марксистской теорией, пропагандой, чтобы завоевать передовых представителей прогрессивной интеллигенции, передовых рабочих и воспитать в духе марксизма те кадры, которые не обременены умственной леностью, добросовестно изучать марксизм. Эти люди составят основу революционной партии, партии-фабрики революции.

Нужно создавать кружки, втягивать студентов, интеллигенцию, передовых рабочих и просвещать их по текущим политическим вопросам и по вопросам общественной теории. Надо развивать нашу коммунистическую прессу, писать в журнал, газету, издавать листки. Активно распространять прессу. Выходить надо не к микроскопическим «боевым» профсоюзам, а к широким массам рабочих. И не только по поводу экономической борьбы, но брать весь широкий спектр современной общественной жизни. Надо также выходить к студентам и к работникам умственного труда. Выходить нужно с теоретически выверенной, грамотной коммунистической пропагандой и конкретной агитацией.

Ни в коем случае не следует ориентировать материалы на «среднего», «массового» рабочего. Нам нужны умные, передовые рабочие, у которых есть политический и теоретический потенциал, чтобы создать коммунистическую агентурную сеть среди всего класса. Ситуация нам пока не позволяет выходить к рабочим массам с политическими лозунгами, у нас нет массовой поддержки. Лозунги следует давать там, где происходят открытые столкновения с буржуазией, там они будут услышаны, но их характер пока еще остается больше разъяснительным, чем направляющим.

Мы убеждены, что только так возможно вырвать коммунистическое движение из того болота маргинальности, безголового активизма и субкультурной тусовочности, в котором оно находится сегодня. Постепенно формируемые сегодня кружки объединятся в коммунистическую партию — не по названию, а по сущности. На базе осмысления опыта поражений коммунистических партий необходимо поднять планку требований к партийцу. Прошло время, когда было достаточно признать программу и соблюдать устав. Сейчас пришло время, когда нужно спрашивать, как товарищ понимает программу и достаточно ли подготовлен к выполнению того, что необходимо согласно программе.

3.Перспективы

Мы решительно отвергаем все реформистские прожекты по поводу «перерастания капитализма в социализма» как обман, навязываемый буржуазными пропагандистами. Путь к социализму — это путь классовой борьбы. Организованный рабочий класс во главе с коммунистической партией должен ликвидировать власть частных собственников и, установив свою диктатуру, начать переустройство общества на плановых научных началах.

Когда капиталистическая частная собственность на средства производства полностью уступит место социалистической общественной собственности, закончится переходный период от капитализма к коммунизму, и социализм (первая фаза коммунизма) начнет развиваться на собственной основе. Необходимым условием этого развития является развитие системы диктатуры рабочего класса в плане движения производительных сил и производственных отношений социализма в сторону коммунизма. Причем это движение по мере устранения опасности реставрации капитализма будет вести к отмиранию государственных функций диктатуры рабочего класса и расширению функций планомерного научного управления всеми общественными процессами — к общественному самоуправлению.

Для того чтобы это развитие действительно шло в этом направлении, рабочий класс и его партия должны соизмерять свою руководящую деятельность с действием объективных законов развития. В соответствии с законом необходимости соответствия производственных отношений производительным силам необходимым условием этой деятельности будет постепенное изживание товарных отношений и переход на продуктообмен. Движение к коммунизму означает создание условий для ликвидации классовых различий — для исчезновения классов. Одним из условий этого исчезновения является окончательное изживание товарных отношений, порожденных капитализмом.

Другим необходимым и обязательным условием движения к коммунизму является научное планирование взаимосвязанного развития всех сфер общественной жизни вообще, и сферы экономики, в особенности. Планирование и координация работы предприятий всех отраслей экономики и научных учреждений, их обслуживающих, должно быть направлено на стимулирование производства необходимой номенклатуры и ассортимента продукции и повышения его качества. Это может быть обеспечено, если результаты деятельности предприятий и всей экономики будут оцениваться по выполнению планов по выпуску чистой продукции, ее номенклатуре и ассортименту и экономии издержек производства.

Такое состояние общества, когда коммунистические производственные и общественные отношения начнут развиваться на собственной основе утвердится «… после того, как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой необходимостью жизни; когда вместе со всесторонним развитием индивидумов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, — лишь тогда … общество сможет написать на своем знамени: «Каждый по способностям, каждому по потребностям». (К. Маркс «Критика Готской программы»).

Оно начнется, когда общество людей станет их свободной ассоциацией, в которой:

-​ высокий уровень развития производительных сил вызовет к жизни такие производственные (и все прочие) отношения между людьми, что человеческий труд приобретет настолько свободный, неотчужденный, творческий характер, что станет жизненной потребностью людей;

-​ государство отомрет, превратившись в общественное самоуправление на основе планомерного научного планирования всех процессов развития;

-​ соединение высокого уровня развития производительных сил и коммунистического общественного сознания обеспечит такое качественное изменение структуры потребностей людей, что осуществится принцип: каждый обществу — по способностям, каждому от общества — по потребностям

-​ такое состояние общества создает условия, при которых свободное развитие каждого будет обеспечивать свободное развитие всех.

Начнется новый этап развития человечества.