Корейская Народно-Демократическая Республика: наше мнение. Часть 1

В современной неблагоприятной для коммунистов международной обстановке, когда с момента распада социалистического блока прошло более 25 лет, а создание нового блока до сих пор не намечается, коммунистам всех стран требуется определиться со своим отношением к государствам, провозглашающим, так или иначе, социалистический путь развития. На сегодняшний день таковых насчитывается всего-навсего пять стран: Китайская Народная Республика, Социалистическая Республика Вьетнам, Лаосская Народно-Демократическая Республика, Кубинская Республика и Корейская Народно-Демократическая Республика, о которой и пойдёт речь в данной статье.

Среди людей, считающих себя «левыми», регулярно вспыхивают споры по поводу Корейской Народно-Демократической Республики. Жизнеспособен ли социализм? Каков характер корейского государственного строя? У них монархия? Социализм? Деформированное рабочее государство? Или восточная деспотия? Если выделить суть, то главный вопрос, попытка дать ответ на который и есть данное исследование, можно сформулировать следующим образом: каков характер северокорейского государства? А точнее: к какой общественно-экономической формации его можно отнести?

Для ответа мы будем вынуждены обратиться к методу политической экономии, выяснить, разрешено ли основное противоречие капитализма: противоречие между общественной формой производства и частным присвоением? Можно ли вести речь о несоответствии производительных сил производственным отношениям в Северной Корее?

Основную задачу автор видит в наиболее объективном отражении действительного положения Северной Кореи, в марксистском анализе экономического базиса этого государства. Только адекватное отношение к КНДР поможет правильно использовать её опыт в деле строительства социализма, правильно понять плюсы и минусы, провалы и победы, негативные и отрицательные стороны.

Почему для коммунистов важно правильно оценивать вышеперечисленные страны? Во-первых, образ этих стран используется в буржуазной пропаганде для одурачивания трудящихся масс: с одной стороны, Китай и Вьетнам предстают зачастую в образе «успешных смешанных экономик». Вывод напрашивается следующий: нам нужна смешанная экономика, тогда-то и заживём! С противоположной стороны нам преподносят образ КНДР: ГУЛаг размером с половину корейского полуострова, где нет частной собственности и все поголовно зомбированы. Такой пропагандистский ход предполагает отрицательную реакцию на всё, связанное с социализмом и рабочим движением. Поэтому марксистский анализ всех уже упомянутых стран крайне необходим для разъяснения рабочим (да чего греха таить: для начала это надо разъяснить всем тем, кто называет себя коммунистами) практических вопросов строительства социализма на примере конкретных государств. Более того, это необходимо вообще для марксистов, так как неверное толкование частностей может привести к неверному пониманию основ марксизма, а, следовательно, и к невозможности продолжать дело Маркса-Ленина.

Во-вторых, надо чётко осознать, кто нам друг, а кто, в лучшем случае, временный союзник. Тут в наличии важный психологический момент: ложные иллюзии до добра никого ещё не доводили. Текущее состояние коммунистического движения более чем плачевно, такая ситуация гнетёт «колеблющихся», и многим хочется верить в добрых дядей из Кореи/Китая/Кубы/Вьетнама (нужное подчеркнуть), которые придут и построят за нас «светлое будущее». Увы, такого рода грёзы только отвлекают товарищей от насущных проблем: от необходимости самим изучать марксизм и затем применять его на практике, вести просветительскую деятельность.

В-третьих, только после проведения адекватного анализа можно понять, какой опыт стоило бы использовать в дальнейшем, а от чего необходимо отказаться. Так или иначе, КНДР – не грядка с благоухающими цветами, не «постель из розовых лепестков», она находится во враждебном окружении, что отражается на её внешней и внутренней политике. Северная Корея – это практика. Практика строительства социализма. Она может быть неудовлетворительной, но в ней можно и нужно копаться, вычленять положительные моменты, выявлять, как надо делать, а как — нет. Поскольку они до сих пор не свернули с тернистого пути социалистических преобразований, даже под давлением всего мира с достоинством провели «трудный поход» и на майском седьмом съезде вновь подтвердили свой выбор, их опыт бесценен.

Сравнивая Кореи

Для начала, спешу предостеречь от вредной ошибки: количественного сравнения показателей двух стран по разные стороны 38 параллели с далеко идущими выводами. Излюбленная методика буржуазной пропаганды – сравнение Северной и Южной Кореи: мол, «Север» – это обладатель слаборазвитой стагнирующей экономики, тоталитарный ад, а «Юг» – располагает современной, высокотехнологической экономикой, да и вообще является примером суверенной демократии (между прочим, указанный термин, использующийся в российской конституции, впервые был введён в оборот именно в Южной Корее). Так ли это? Давайте разберёмся в объективном различии рассматриваемых стран и в том, почему проводить количественные сравнения тех или иных показателей некорректно:

Во-первых, радикальные различия во внешней обстановке. Напоминаю, что на КНДР наложено эмбарго со стороны США и её союзников. Санкции длятся уже более полувека и постоянно ужесточаются [1]. Это означает, что Северная Корея не может легально торговать ни с одной страной, а каждое государство, вступающее в торговые отношения с ней, рискует обрушить на себя санкции со стороны стран НАТО. Таким образом, основными партнёрами КНДР являются Китай, Куба, Вьетнам и Россия. При этом не стоит забывать о шаткости сложившейся ситуации: любой из союзников может быстренько сменить милость на гнев и присоединиться к санкциям, как это, например, произошло в марте 2016 года, когда Россия и Китай поддержали резолюцию 2270 [2]. Во многом страна сейчас находится в положении РСФСР до заключения Раппальского договора, если быть точнее, то в положении аналогичном «военному коммунизму».
Во-вторых, разница в географическом положении. В частности, КНДР имеет проблемы с плодородностью земли. Связано это, в первую очередь, с тем, что почти 80 процентов территории страны – это горы и сопки. А на горах вы особо ничего не вырастите. На южной части Корейского полуострова почвы несколько лучше, но всё равно не сильно отличаются от почв севера. Традиционно, (то есть до разделения страны по 38 параллели) южная часть была общегосударственной житницей, а на севере находилось промышленное производство (которое было почти полностью уничтожено во время Корейской Войны 1950-1953 годов).

В-третьих, из предыдущих двух пунктов следует невозможность ведения адекватной внешней торговли, и, соответственно, проблема с энергоресурсами, вытекающая напрямую из эмбарго. В чём же заключается основная проблема КНДР в сельскохозяйственном плане? В недостаточном количестве топлива и сырья для его производства, а именно, нефти и газа. У Северной Кореи имеется достаточное количество сельхозяйственной техники, но её нечем заправлять (между прочим, сейчас на полях Кореи можно увидеть трактора с газогенераторами) [3]. Из-за этого все сельхоз работы стараются проводить преимущественно ручным трудом, который, как известно, не доставляет большого удовольствия и не является эффективным. К тому же, топливо необходимо для создания удобрений. Нет топлива – нет удобрений и тракторов. Нет удобрений и тракторов – нет повышения плодородности и качественной распашки. Нет повышения плодородности и нормальной распашки – нет достаточной урожайности. Хотя, стоит отдать должное корейцам: они побороли голод и в 2014 году вышли на самообеспечение продуктами питания.
Сюда же можно отнести и проблему с иностранной валютой. Вроде бы, какие тут могут возникнуть неприятности? Увы, вона мало кого интересуют: ни Россия, ни Китай, ни кто-либо ещё не согласятся торговать в национальной валюте Корейской Народно-Демократической Республики, так как она неконвертируема. Поэтому волей-неволей Северной Корее приходится создавать свои запасы абсолютно конвертируемых денежных средств, в частности – долларов, и иных, используемых в торговле с соседними странами – рублей и юаней. Но как достать деньги? Иностранные инвестиции, торговля и туризм. Именно поэтому туристические поездки в страну победивших идей чучхе сейчас очень активно развиваются. На сегодняшний день с «Севером» имеют безвизовый режим 42 страны [4]. Плюс ко всему, создаются особые экономические зоны: Кэсон, район Кымгансан, регион специального управления Синыйджур (на границе с КНР) и Расон (рядом с границей Китая и Российской Федерации). Всё это позволяет корейцам добывать иностранную валюту, так необходимую для внешнеторговых сношений.

В-четвёртых, разница в военном потенциале, а точнее, в потенциале союзников. Мы можем регулярно слышать: мол, Северная Корея является милитаризированным государством, агрессором и вообще угрозой миру и демократии. Давайте рассмотрим данное утверждение. КНДР не состоит ни в одном военном блоке (и раньше не состояла). Она всячески пытается показать свой нейтралитет и желание мирного развития, всячески пытается урегулировать отношения с Югом и со Штатами. Расходы на военно-промышленный комплекс у КНДР с Республики Кореи разнятся примерно в 36 раз (!). И, если вы считаете, что расходы у «Севера» больше, то вы сильно ошибаетесь: военный бюджет Республики Корея составляет ни много, ни мало 36 млрд долларов США [5], а военной бюджет «агрессивного Севера» официально составляет около 1 млрд. Существуют неофициальные данные, объявляющие затраты Северной Кореи на военпром равными 11,5 млрд долларов, что маловероятно. Впрочем, после создания ядерного и водородного оружия, успешного запуска спутника, много средств из ВПК перенаправили в лёгкую промышленность. Таким образом, на данный момент военный бюджет КНДР составляет, вероятнее всего, 2-5 млрд долларов в год [6], что в любом случае значительно меньше затрат на «Юге».

А теперь обратим наши взоры на образец «азиатской демократии» — Республику Корея. Помимо её собственного бюджета в 36 млрд долларов, мы можем смело прибавлять бюджеты США и Японии (а то и всего НАТО). В то время, когда Север всячески душат санкциями, в Юг вбухивают уйму денег. Секрет «бурного экономического роста» Южной Кореи ясен и прост: огромные инвестиции стран Северной Америки и Западной Европы. А в довесок к инвестициям идёт «великолепное» трудовое законодательство, которое, впрочем, тоже соблюдается не регулярно. В Южной Корее мы можем наблюдать наихудшую разновидность рыночной экономики: государственно-монополистический капитализм, помноженный на местные традиции (например, не уходить с работы, пока начальник не покинет своё рабочее место) и на кумовство. Государственно-монополистический кумовской капитализм! «И я, и моя семья, и мои друзья считаем его лучшей моделью развития!» [7]. Безусловно «кумовской» здесь добавлено для красного словца, и научным термином никоим образом не является, я просто хочу лишний раз подчеркнуть, насколько развита «клановость» на юге относительно 38 параллели.

В-пятых, различные модели развития экономики. Северная Корея использует плановую модель ведения хозяйства, Южная – рыночную. Отсюда следует невозможность сравнения ВВП ни на душу населения, ни номинального. Почему? Очень просто: при капитализме во Внутренний валовой продукт (ВВП) включается и реклама, и банковские операции, и тому подобное, что к реальному производству благ никак не относится; в условиях планового ведения хозяйства, подобные затраты либо вовсе отсутствуют, либо сведены к минимуму. Причём сравнение по критерию ВВП большинству кажется нормальным и естественным: если ВВП КНДР ниже ВВП Республики Кореи, то и уровень жизни пропорциональный ВВП, соответственно, ниже на «Севере». Подобное мнение, безусловно, неверно. И не только потому, что уровень жизни определяется не одним внутренним валовым продуктом, но и в связи с коренным различием моделей развития. Тут же можно отметить генеральную линию КНДР на полную автономизацию, независимость от внешнего мира, в противовес засилью иностранного капитала в Республике Корея.

Подводя краткие итоги сказанному, перечислю ещё раз ключевые различия Севера и Юга, не позволяющие проводить количественное (но не качественное!) сравнение показателей:

1) Внешняя обстановка.

2) Различное географическое положение.

3) Различные возможности во внешней торговле.

4) Неодинаковый военный потенциал.

5) Коренным образом отличающиеся модели экономики.

Каждый из выделенных пунктов является существенным в разных ситуациях. Например, если мы сравниваем плодородность земли, то существенным для нас будет как раз физико-географическое положение страны, причины, формирующие климат и так далее.

Таким образом, на Корейском полуострове сложилась обстановка, разделившая один народ, принёсшая горе и страдания миллионам людей, созданная извне и поддерживаемая внешними силами. Эти же «внешние силы» и не хотят оставить в покое обе Кореи, позволить им самостоятельно урегулировать конфликт, провести, наконец, объединение в Конфедерацию Корё [8].

На основании конфликта на 38 параллели ведутся непрекращающиеся спекуляции со сравнениями «тоталитарного ада» на «Севере» и «суверенной демократии» на «Юге». Успехи Республики Корея списываются на прогрессивность капитализма, все промахи КНДР – на регрессивность социализма, и тому подобное.

История возникновения идей чучхе

Для лучшего понимания проблематики, предлагаю краткий экскурс в историю появления идеи чучхе: под воздействием каких факторов развивались, и как они соотносятся с марксизмом – основные вопросы, которые и будут здесь освещаться.

Результатом многовекового развития философии явилось решение основного вопроса философии в пользу первичности материи. Специальной целью данной работы не является доказательство тезиса «общественное бытие определяет сознание», хотя бы потому, что для этого требуется отдельная статья, если не книга, приведу лишь несколько примеров в его подтверждение. Наиболее интересным примером в подтверждение указанного тезиса есть феномен «детей-маугли». Поскольку они проводят свою первичную социализацию в дикой природе, то по существу их можно назвать людьми только с биологической точки зрения. Попадая в человеческое общество им уже трудно стать частью общества, поскольку зачастую «маугли» очень плохо осваивают человеческий язык – основное средство коммуникации. Это только наиболее очевидный пример, также можно упомянуть и об стэнфордском эксперименте в тюрьме, и об эксперименте «третья волна», и о многих других. Таким образом, на основании собранной философами доказательной базы мы знаем, что сознание формируется под воздействием социально-экономической деятельности. В случае Северной Кореи объективными факторами формирования идеологии Чучхе, а впоследствии и политики Сонгун (приоритет армии и военному делу), стали: во-первых, национально-освободительный характер антияпонского движения Ким Ир Сена; во-вторых, необходимость лавировать между КНР и СССР в период раздора в социалистическом лагере; в-третьих, «осадное положение» страны. Северной Корее не на кого положиться. Ей необходимо выживать в одиночку, рассчитывать только на свои силы, что особенно ярко проявилось в 1990-е годы. И, в-четвёртых, повальная неграмотность населения, которую, впрочем, уже побороли.

Так исторически сложилось, что в 1930-1940-х корейцы боролись, в первую очередь, против японской оккупации. Кадры будущей Трудовой Партии Кореи закалялись в горниле антияпонской борьбы: идеи национальной идентичности были, по понятным причинам, крайне сильны и возобладали даже в мирное послевоенное время. Сильно сказалась и Отечественная Освободительная Война, в России именуемая Корейской: она велась не на жизнь, а насмерть; это была борьба за свою родину, что явило собой мощное патриотическое движение. Ким Ир Сен закалялся в этой обстановке, имел дело с народными массами, и стал закономерным продуктом развития корейского общества начала-середины XX века. Ким Ир Сен, как и его идеи чучхе, не прилетели с Марса/Венеры и т.д., а явились результатом общественно-экономического развития. Во времена антияпонской борьбы, а затем и Корейской Войны, объективная реальность требовала идеи для сплочения всего народа. И её нашли в национализме. В Корее были и коммунисты, и анархисты, и либералы, но их объединяла общая цель – свержение японского владычества. Представители всех идеологических течений были искренне убеждены в своих концепциях обустройства общества, но полагали возможность их осуществления лишь после освобождения страны. То есть были либералы-националисты, анархисты-националисты и так далее.

В 1945 году японцев прогнали с полуострова, и обе Кореи начинают копировать опыт своих покровителей: Северная – СССР, Южная — США. Однако ближе к середине 1950-х Ким Ир Сен начинает говорить о социализме с корейской спецификой, начинает приспосабливать марксизм для корейцев, среди которых большинство являлось неграмотными крестьянами. Научный коммунизм давался им с трудом, поскольку мало кто умел читать и писать. В связи с этим, товарищ Ким Ир Сен принял решение преобразовать марксизм в чучхе, простыми для крестьян словами объяснить суть руководящих идей, и почему они нужны народу. Плюс ко всему, новое идеологическое течение помогло Северной Корее лавировать между Советским Союзом и Китайской Народной Республикой, не ладившими с 1960-х годов. Политика Ким Ир Сена позволила получать помощь от обеих стран.

Японская оккупация нанесла свой неизгладимый отпечаток: страх за нацию (а именно опасение истребления корейцев японцами) даёт о себе знать вплоть до сегодняшних дней. Коммунисты в КНДР считают себя и националистами, и интернационалистами одновременно. Руководящие принципы в области национализма высказаны Ким Чен Иром в работе «О правильном понимании национализма»: «Любовь к своей нации, бережное отношение к её характерным чертам и интересам, стремление к её процветанию и развитию – таковы общие мысли, чувства, психология членов нации». Далее он пишет о необходимости различать буржуазный национализм, как средство одурачивания рабочего класса, использующийся в интересах защиты интересов буржуазии, и национализм, как любовь к своей нации, к своей Родине. Можно сделать вывод: под национализмом он понимает именно патриотизм. И логическое завершение статьи находим в словах: «Кроме того, национализм не противоречит интернационализму. Взаимная помощь, поддержка и солидарность между странами, нациями – вот что такое интернационализм. У каждого государства есть свои границы, у каждой нации есть свои отличительные черты; революция и строительство нового общества проводятся в рамках государства и нации. В этих условиях интернационализм сводится к отношениям между странами, нациями и предполагает национализм. Интернационализм, оторванный от нации и национализма, – это фактически бессмыслица». Таково мнение Ким Чен Ира, а значит, и официальная позиция правительства КНДР. В этих цитатах явно прослеживается желание сохранить нацию. Вроде бы говорят: «мы интернационалисты, но (вот это вездесущее в чучхе «но») мы не можем отказаться от идентичности своей нации».

Руководство КНДР делает упор на традиции, но традиции, опять же, следует разделять на реакционные и, если не прогрессивные, то, как минимум, не тормозящие развитие общества. Под последними понимается национальный архитектурный стиль, одежда, песни и т.д. А под реакционными следует иметь ввиду бессмысленные действия, наносящие лишь вред. Например, в Китае до победы коммунистов в 1949 году была традиция: туго перевязывать девушкам стопы, дабы они не росли, что приводило к уродованию ног и искривлению костей с далеко идущими последствиями.

Чучхе сегодня

Жаркие споры среди коммунистов вызывает Трудовая Партия Кореи, а именно идеи Чучхе. Что же они собой представляют [9]? Если переводить дословно, то «чучхе» означает самобытность или самостоятельность.

Основу сего философского мировоззрения составляют народные массы в качестве субъекта революции: они являются её хозяевами и строителями нового общества. Провозглашается особый путь социалистического строительства в Корее, большое влияние оказывает национальная специфика.

Основные принципы марксизма-ленинизма остаются для руководства КНДР истиной, что можно встретить во многих статьях Ким Чен Ира, например, в статье, опубликованной по случаю 165-летия со Дня Рождения и 100-летия со дня смерти Карла Маркса «Выше поднимем знамя марксизма-ленинизма и идей чучхе». В ней он пишет: «Величайшая заслуга Маркса перед человечеством состоит в том, что он создал марксизм, ставший могучим идейно-теоретическим оружием в освободительной борьбе рабочего класса». Марксизм и чучхе, в силу общности классового характера, имеют глубокие связи: социальная база обоих – пролетариат.

Идеи чучхе, как считают его представители, наследуют задачи и классовые принципы марксизма-ленинизма, признают его правоту и исходят из него. Они созданы, развиты и обогащены в ходе творческого применения и развития марксизма-ленинизма в соответствии с требованиями революционной практики Кореи, применимой к корейским реалиям – так говорят корейцы. На деле это развитие достаточно спорно. Однако, несмотря ни на что, практика ТПК в сфере партийного строительства и ведения плановой экономики для коммунистов является бесценной. Чучхе не отрицает идею мировой революции, которая упоминается в официальных текстах вплоть до сегодняшних дней.

Идеи чучхе признают исторические заслуги марксизма-ленинизма, но не рассматривают его как совершенное революционное учение рабочего класса для Кореи. В данном вопросе Ким Ир Сен исходил из слов Ленина о том, что «все нации придут к социализму, это неизбежно, но все придут не совсем одинаково, каждая внесет своеобразие в ту или иную форму демократии, в ту или иную разновидность диктатуры пролетариата, в тот или иной темп социалистических преобразований разных сторон общественной жизни»[10].

Сам Владимир Ильич не рассматривал классический марксизм как законченную теорию: он рассматривал его, как постоянно обновляющийся и дополняющийся с течением времени. На Корейском полуострове марксизм развился (если так, конечно, можно сказать) в идеи Чучхе.

Что касается построения коммунизма, то Ким Ир Сен рассматривает этот процесс, как беспрерывную революцию в трёх областях: идеологической, технологической и культурной.

Рассматривать эти революции следует в связке, обозначают они примерно следующее:

1. В области идеологии – воспитание в духе коммунистической морали: прививание понимания, что труд на благо революции – дело полезное для всего общества, для всех и каждого; воспитание в духе коллективизма.

2. В технологической области – подготовка производительных сил, свойственных социализму, а затем и коммунизму.

3. В области культуры – создание социалистической культуры, что непосредственно связано с идеологической революцией, и обе их можно, по сути, объединить в революцию в надстройке. Тут же идёт борьба с реакционными и вредными традициями. Часто произведения искусства имеют социалистическое содержание и национальную форму.
Разделять каждый из пунктов нельзя, ибо все они тесно связаны между собой и переплетаются: изменение в базисе влечёт за собой изменение в надстройке и т.д. Однако объективные условия развития КНДР, когда ещё не вполне сформированы должные производительные силы, таковы, что упор делается именно на преобразования в надстройке, на идеологическую революцию в частности.

Также хочу отметить, что Ким Ир Сен и Ким Чен Ир одними из первых заметили распад социалистического лагеря и Советского Союза. В 1990-м году выходит в свет первая работа Ким Чен Ира на эту тему: «Высоко неся знамя идей Чучхе, отстоим и ещё более прославим социализм нашего образца», вылившаяся в цикл работ по данной проблеме. В частности, стоит отметить статьи «Клевета на социализм недопустима» и «Социализм – это наука». Он выделяет три основных причины безвременной кончины социализма в СССР и странах Восточной Европы:

1. Построение социализма по советским «лекалам», экономическая зависимость от Советского Союза, механическое внедрение его опыта.

2.Недостаточная идеологическая работа с населением, уступки коллективизма в пользу индивидуализма.

3.Бюрократизация, которая привела к отрыву партии от масс и к её перерождению.

Вождь в идеологии чучхе

Вождю идеология чучхе уделяет особое значение: он является выразителем народных чаяний. Он должен быть сведущ во всех делах, творящихся в стране, обязан иметь всестороннее образование, дабы руководить на местах [11]. Руководитель страны должен разбираться как в военном деле, так и в сельском хозяйстве, так и в промышленности. Он должен знать, чего хотят люди, и воплощать их мечты в жизнь, «должен поклоняться народу, как небу». А люди, в свою очередь, выказывают безмерную благодарность за заботу.

Так исторически сложилось, что корейцам, как, собственно, и всем восточным народам, свойственна мифологизация жизни своего лидера. Эта самая мистификация имеет корнями вековую забитость и угнетенность корейцев, это не некий «менталитет» или ещё что-то эфемерное. Официально мифы, что логично, не подтверждаются, но, соответственно, и не опровергаются. Вокруг вождя создаётся ореол непогрешимости, сакральности, все СМИ работают на создание положительного образа.

Хочу отметить, что вождь считается непогрешимым, его мысли и действия абсолютно верны. На личности вождя зиждется общество. Полагается, что он, в силу своего воспитания и образованности, не предаст народ. Это наиболее крепкий и одновременно наиболее слабый элемент. Если вождь решит проводить рыночные реформы – народ может воспринять это безоговорочно. С другой стороны, подобное решение будет противоречить идеям предыдущих вождей, так что предугадать реакцию северокорейского общества на политику «реформ и открытости» очень сложно.

Тут мы вплотную подходим к вопросу о передаче власти от отца к сыну. Мне подобное положение дел, скажем так, не по душе, но, всё же, следует понять логику действий. В действительности, никакого наследования власти в стране нет: глава государства избирается Верховным Народным Собранием, включающим 687 депутатов. Ровно как Ким Ир Сен готовил Ким Чен Ира, так и последний готовил к руководству партией и страной Ким Чен Ына. Предполагается, что воспитывающийся с детства в духе чучхе вождь пройдёт закалку сначала в низовых звеньях, переходя всё выше и выше по «служебной лестнице», и когда действующий лидер партии и правительства примет решение о готовности преемника принять на себя ответственность за страну, тогда проводятся выборы. Выставляются на суд Верховного Народного Собрания кандидатуры. Решение их обусловлено подготовкой преемника и безмерным уважением к своему вождю. Теоретически, может быть избран кто угодно, но шансы у рекомендованного действующим лидером значительно выше.

Не стоит забывать, что никакой глава государства не принимает решения в одиночку; зачастую он является лицом страны. В КНДР решения принимает партия, а именно, Центральный Комитет.

Однако ситуация несколько изменилась в конце июня 2016 года [12], когда на сессии Верховного Народного Собрания КНДР объявили о создании Государственного Совета, и об упразднении бывшего высшего органа власти – Государственного Комитета Обороны. Председатель Госсовета отныне имеет ограничение на пребывание на своём посту – 5 лет, затем следует переизбрание, количество которых не ограничено, или же избрание другого человека на столь высокий пост, что закреплено изменениями в Конституции страны.

Что могут означать такие изменения? В первую очередь, что теперь страна переходит постепенно к периоду нормального развития, о чём свидетельствует и проведённый в мае 7 съезд ТПК, но о нём чуть позже. После успешного создания ядерного арсенала, страна постепенно отходит от положения осаждённой военной крепости. Нынешняя политика Ким Чен Ына направлена, как мне видится, на постепенный отход от доминирования военных, которые получили дополнительные полномочия на время «Трудного похода». Безусловно, и в 1990-е, и сегодня руководит страной Трудовая Партия, а не генералитет. Следует чётко понимать, что институт армии командует винтовкой, и этот институт должен быть подчинен партии, а не стоять над ней, или наравне с ней: «партия командует винтовкой», и никак иначе. ГКО же стоял над действующей иерархией власти и являлся, по факту, верховным органом власти. Текущая ситуация не требует чрезвычайных органов управления, в связи с чем и создан Государственный Совет.
Подводя итоги поднятым вопросам, скажу следующее: читая работы лидеров КНДР, нельзя сказать, что эти люди не разбираются в марксизме, не понимают диалектического материализма. Напротив, во многих вопросах видно применение диамата. Чучхе – это, грубо говоря, марксизм, переведённый на корейский язык и деформированный местной спецификой. К сожалению, деформация не в лучшую сторону: националистические нотки, возвеличивание корейской нации, придание чрезвычайно большого значения, буквально обожествление, вождю, то есть привнесение субъективного идеализма – вот те искажения, от которых никому лучше не стало. Ким Чен Ир во многих работах, например, в сочинении «К некоторым вопросам, возникающим при изучении идей чучхе», упоминает: философия чучхе исходит из диалектического материализма. В таком случае, субъективный идеализм, выраженный в вождизме, тем более выглядит сомнительно. Товарищ Ким Ир Сен говорит, что история человечества есть история борьбы народных масс – к которым он относит пролетариат, крестьянство и рабочую интеллигенцию – за свою самостоятельность, то есть практически под копирку берёт теорию классовой борьбы Маркса, после чего следуют слова об устаревании марксизма. Он берёт теории и концепции Маркса, даёт им свои названия, то есть переводит на корейский язык, использует придуманные им самим термины. Если корейские крестьяне в середине XX века в большинстве своём были необразованные, и в такой ситуации упрощение научного социализма до чучхе вполне обоснованно (хотя, утверждение тоже спорно), то сейчас неграмотность ликвидирована: все люди имеют доступ к образовательным учреждениям, и тем важнее на текущем этапе переходить от «топорной» пропаганды к научному обоснованию всех положений идеологии. По факту, если убрать сложности перевода, национальную подоплёку и роль вождя, то результатом станет марксизм. Следовательно, корейцам необходимо последовательно проводить курс на научную, а не эмоциональную, моральную и какую бы то ни было подобную критику капитализма, требуется делать упор на научное обоснование социализма с последующим переходом к марксизму.

Критика марксизма — одна из наиболее сомнительных составляющих чучхе. Почему-то эта критика сводится к наиболее пошлым выводам: «марксизм учитывает только экономику». Я полагаю, подобные оценки даны преднамеренно, дабы ещё раз подчеркнуть самобытность корейской нации, важность идей Ким Ир Сена и Ким Чен Ира.
Религиозные вопросы

Ситуация в плане религии, которая сложилась в Корейской Народно-Демократической Республике, достаточно неплоха для государства, провозглашающего социалистический путь развития: Трудовая Партия Кореи придерживается атеистического мировоззрения, что подтверждается идеями чучхе – опорой на собственные, а не потусторонние силы. В стране действует свобода совести, прописанная в конституции. Есть пара буддистских монастырей, но монахи там отрешены от мира. При желании человек может уйти в монастырь, верить в своего бога и работать там. Количество храмов сведено к минимуму, практически все действующие духовные учреждения – скорее аттракцион для туристов. Суеверия в Северной Корее изведены – по крайней мере, такова официальная позиция Пхеньяна.

Руководство КНДР положительно относится к различным пасторам, которые выступают за мир на Корейском полуострове, за мирное объединение Кореи. Само собой, если какой-то пастор явится в страну с антикоммунистической пропагандой, и будет на этом пойман — его отправят в места не столь отдалённые [13].

Утиные истории

Ну и перед переходом к экономике страны хочется представить «избранное собрание сказок о КНДР», которое было составлено администрацией «Группы Солидарности с КНДР».

Утководство: а правда ли, что в КНДР…? Все утки в одном горшке.
Либеральные небылицы – не основная тема моей статьи, к тому же, лучше экспертов в данном вопросе никто не скажет, поэтому прошу читать в первоисточнике: https://vk.com/wall-34486042_29380.

Захар Лобанов

Примечания:

[1] Резолюция 2270 http://www.mid.ru/documents/10180/2124682/2270.pdf/72d03ccf-37ea-474e-80e5-758089040197

[2] Россия и Китай поддержали резолюцию 2270: http://www.mk.ru/politics/2016/03/02/rossiya-i-kitay-progolosovali-v-oon-za-sankcii-protiv-kndr.html

[3] Подборка фотографий на тему сельского хозяйства в КНДР:
https://vk.com/album-34486042_185392930

[4] Безвизовый режим с КНДР имеют 42 страны: http://onekorea.ru/2014/08/12/grazhdane-sk-mogut-poseshhat-bez-vizy-42-strany/
Северная Корея предложила ввести безвизовый режим для россиян: https://lenta.ru/news/2016/05/19/northkorea/

[5] https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_стран_по_военным_расходам

[6] КНДР занимает 115 место по государственному бюджету на 2005 год https://ru.wikipedia.org/wiki/Государственный_бюджет_по_странам
Военные расходы КНДР останутся в 2015 году на уровне 15,9% госбюджета http://ria.ru/defense_safety/20150409/1057630704.html
Отсюда можно сделать вывод о приблизительных военных расходах КНДР.

[7] Подборка статей на тему «Великой азиатской демократии»:
https://vk.com/wall-34486042_25837
https://vk.com/wall-34486042_40313
https://vk.com/wall-34486042_38566
https://vk.com/wall-34486042_38456
https://vk.com/wall-34486042_34347
https://vk.com/wall-34486042_27837
https://vk.com/wall-34486042_25732
https://vk.com/wall-34486042_25450
https://vk.com/wall-34486042_25204
https://vk.com/wall-34486042_25075
https://vk.com/wall-34486042_20244
https://vk.com/wall-34486042_5171
https://vk.com/wall-34486042_38682
https://vk.com/wall-34486042_49666
Ну и пик «демократизации» — https://vk.com/wall-34486042_25160

[8] Откровенно говоря, самой идее объединения в некую Конфедерацию Корё следует посвятить отдельную статью с разбором указанной концепции. Сейчас лишь выскажу своё мнение. Я имею основания полагать, что мирное объединение Кореи на сегодняшний день невозможно вообще, тем более на условиях равноправия обоих государств, как предлагают в КНДР. Никакого равенства тут быть не может в принципе: они не равны ни в одном из существенных условий, которые я обозначил в статье. Дело тут даже не в пресловутом «за полвека корейцы стали двумя разными нациями (что, в прочем, верно), менталитет по разные стороны 38 параллели радикально отличается, современная культура имеет значительные отличия» и т.д., а в коренном различии экономик: от производства до распределения и потребления. Допустим, что две Кореи объединятся «на равных», то есть при условии сохранения «Севером» плановой экономики с отсутствием частной собственности, а «Югом» — сохранения частной собственности. Таким образом, если они объединят экономические пространства, то подобное различие в системах будет… несколько мешать совместной деятельности. Конечно, КНР проводит политику «одна страна, две системы» по отношению к Сянгану, но про радикальные отличия ситуации в Китае от ситуации на Корейском полуострове я предпочту не оставлять комментариев. Более того, объединение экономических пространств неизбежно приведёт к поглощению экономики «Севера» экономикой «Юга», так как количественные показатели производства в Республике Корея банально превышают соответствующие показатели Корейской Народно-Демократической Республики. И это – если не учитывать тот «ветер перемен», который с неизбежностью занесёт в КНДР ростки мелкобуржуазного сознания. Если же экономические пространства не объединять, то в чём вообще смысл создания общего государства? В подобном случае, это всего лишь фарс. Таким образом, я смею усомниться в возможности мирного объединения Кореи в ближайшее время, особенно, на условиях равенства и равноправия двух государств, а политика КНДР в данном вопросе выражает лишь мирные намерения, намерения сотрудничества.

[9] Подробнее об идеях чучхе и сонгун Вы можете прочесть в данной статье: https://vk.com/wall-34486042_35780

[10]. Ленин В. И., «О карикатуре на марксизм и об «империалистическом экономизме»» (1916).

[11] Примеры руководства на местах:
https://vk.com/wall-34486042_49487
https://vk.com/wall-34486042_48518
https://vk.com/wall-34486042_47445

[12] IV сессия ВНС КНДР 13-го созыва: http://naenara.com.kp/ru/news/news_view.php?22+2670
Избрание уважаемого Ким Чен Ына Председателем ГС КНДР:
http://naenara.com.kp/ru/news/news_view.php?0+95367
Краткая биография Ким Чен Ына
http://naenara.com.kp/ru/great/leader.php?3

[13] Пара статей о визитах «хороших» и «плохих» пастырей:
https://vk.com/wall-34486042_43359
https://vk.com/wall-34486042_44511