Интервью с представителем Курдского Дома в Москве. Часть 1.

Тема национально-освободительного движения, ведущегося в Курдистане, достаточно интересна. Данный вопрос особенно привлекает внимание людей «левых» взглядов, поскольку одной из движущих сил в борьбе курдов является Рабочая Партия Курдистана, некогда провозглашавшая своей руководящей идеологией марксизм-ленинизм. Вокруг курдов и Курдистана всегда ходило множество небылиц и спекуляций. Встаёт вопрос: «А кто может популярно изложить ситуацию в регионе?». Решение нашлось само собой: в Москве с 1992 года функционирует «Курдский Дом» — культурный центр. Вероятно, лучше курдов нам никто не расскажет о проблемах Курдистана, об официальной позиции Рабочей Партии. И редакция Lenin Crew пришла к выводу, что интервью послужит достаточно хорошим началом, путеводной звездой, если так можно выразиться, в изучении проблематики Курдистана.

В конце апреля представители Lenin Crew из московского кружка пришли в Курдский Дом, чтобы взять интервью у товарища Фархата Патиева, сопредседателя совета Федеральной национально-культурной автономии курдов Российской Федерации.

Нельзя сказать, что мы остались во всём согласны. Цель интервью, в конце концов, узнать мнение, а не дискутировать, хотя временами поднимались достаточно спорные вопросы. Идеология Рабочей Партии Курдистана — это конечно не марксизм, а скорее ближневосточный вариант левого либерализма или «народничества». В частности, мы не сходимся в позиции о диктатуре пролетариата, необходимость которой наш собеседник отрицает. Хотя и здесь не всё так просто, как кажется неискушённому читателю. Большая проблема в том, что зачастую мы говорим на разных языках: например, если для нас «централизация» — это не есть что-то плохое, то это же самое слово неприемлемо для курдов, и они вместо него используют иное, схожее по смыслу. И с диктатурой пролетариата дела обстоят похожим образом. На наш взгляд, во многом организационные меры, применяющиеся на территории, контролируемой РПК, являются формой диктатуры пролетариата. Более подробно эта тематика будет освещена во второй части интервью.

В целом, мы остались очень довольны результатами интервью. Безусловно, одного такого интервью мало для полноценного изучения вопроса, но это только начало. Кстати, желающие ознакомиться с трудами Абдуллы Оджалана могут взять бесплатно его пятитомник в Курдском Доме в Москве.

Можете рассказать, как в Москве появился Курдский Дом?

Курды постсоветского пространства очень тяжело перенесли распад СССР. Военные действия в союзных республиках в конце 1980-х вместе с ростом националистических настроений вынудили курдов искать выход из сложившегося неприятного положения. Если русские из республик Советского Союза могли уехать в Россию, греки — в Грецию, немцы — в Германию, то курдам некуда было идти.

В этот же период, вместе с открытием границ, активизировались отношения с курдами из Курдистана. И уже не оставалось сомнений в необходимости создания сильного центра, который смог бы сплотить разрозненный на постсоветском пространстве народ, защитить иего перед лицом неопределенности. В 1992 году в Москве появился первый Курдский Дом. К 1995 году была образована первая международная общественная организация, объединившая практически все курдские общественные организации, действующие на территории бывшего СССР. В этом здании, в котором мы сегодня с вами находимся,

Курдский дом действует с 1997 года.

Товарищ Фархат, а вы возглавляете «Курдский дом»?

Я возглавляю одну из организаций, входящих в Курдский дом, а именно «Федеральную национально-культурную автономию курдов Российской Федерации». Помимо федеральной автономии в рамках Курдского дома действуют еще несколько организаций: Международный союз курдских общественных объединений, местные и региональные общественные организации, женские организации и движения, национально-культурные автономии. Курдский дом имеет собственные средства массовой информации: печатный орган — газету «Свободный Курдистан», несколько информационных сайтов, собственную теле- и звукозаписывающую студию, действующую в рамках телекомпании «РОЖ», своих корреспондентов и съемочную группу.

На какие средства существует «Курдский дом»?

На средства курдского народа.

Как много курдов сейчас проживает в Москве?

Трудно назвать точную цифру. По некоторым данным в Москве и Московской области проживает от 20 до 40 тысяч курдов.

Они здесь постоянно проживают?

Кто-то – постоянно, кто-то – временно. Большинство курдов — граждане России и проживают в Москве постоянно. Вместе дружно уживаются и курды-мусульмане, и курды-езиды, и курды-христиане.

Приезжают ли бойцы народных сил для отдыха в Москву?

Нет.

Существуют ли партии помимо «Рабочей»? И пользуются ли они доверием народа?

Среди курдского населения Курдистана большей поддержкой пользуется именно Рабочая партия Курдистана. Она имеет миллионы сторонников в Турецком, Сирийском, Иракском и Иранском Курдистане. Есть и другие партии, такие как Патриотический союз Курдистана, имеющий своих сторонников в Иракском и Иранском Курдистане; Демократическая партия Курдистана, правящая в Иракском Курдистане и имеющая немногочисленных сторонников в Иранском и Турецком Курдистане, Демократическая партия народов — главная партия в Турецком Курдистане и третья по количеству депутатов парламентская фракция в Турции, и конечно же Партия «Демократический союз» — самая влиятельная партия в Сирийском Курдистане. Из всех известных курдских партий, только в последних двух, самых молодых партиях, действует институт сопредседательства и высший руководящий пост занимают два сопредседателя: мужчина и женщина. Это своего рода новая традиция в курдской политической системе.

Какие отношения у этих партий с РПК?

Все перечисленные партии и многие другие, не перечисленные мной, имеют хорошие, я бы сказал союзнические отношения с Рабочей партией Курдистана. Некоторые трения существуют лишь с Демократической партией Курдистана, возглавляемой Масудом Барзани, нынешним президентом Иракского Курдистана. Большинство противоречий возникают из-за наличия тесных экономических, политических и военных отношений между ДПК и Турцией — главным противником курдов и Рабочей партии Курдистана. Среди основной массы курдов нет сомнений в том, Турция представляет угрозу не только курдам, проживающим в этой стране, но и курдам других частей Курдистана. События, произошедшие в Сирии и Ираке, развеяли последние имевшиеся сомнения.

Какова организационная структура РПК и какие требования ставятся при приёме в партию?

Требования просты: нужно полностью отдаться служению родному народу и претворению в жизнь идеи и цели, которые курдский народ поставил перед собой. Установление всеобщего братства в Курдистане и на Ближнем Востоке, достижения свободы.

РПК это ведь не партия, которая сидит по кабинетам, а партия, которая всегда на фронте?

Разумеется. Она всегда очень активна, динамична. Большинство ее членов — это молодёжь, наверное, не ошибусь если назову цифры 70-80%. И почти половина членов — это женщины. РПК, проявляя решительность и самоотверженность, продолжает набирать популярность на Ближнем Востоке не только среди курдского населения, но и среди других народов региона. Бойцы РПК своими храбрыми и героическими действиями стимулировали начало нового процесса — медленного преобразования ближневосточного региона и распространения идеи построения конфедеративной системы самоуправления, способного преодолеть кризис, продолжающийся в регионе на протяжении многих столетий.

Как сейчас обстоят дела в Иракском Курдистане, ведь при Саддаме Хуссейне с курдами обошлись очень жестко?

Все страны, в состав которых входит Курдистан обходились с курдами очень плохо. Это касается и Ирана, и Ирака, и Сирии, и Турции. В Ираке Саддам Хуссейн, применив химическое оружие в борьбе против курдов, ярко продемонстрировал проводимую им антикурдскую политику. Не отставало от него и руководство Турции, проводившее на протяжении многих лет геноцид курдского народа; и к физическому уничтожению курдов прибегали периодически, но культурный геноцид совершался систематически. Как отмечает курдский лидер Абдулла Оджалан, культурный геноцид мучительнее физического, поскольку он умирает каждый день. Антикурдская политика Турции носит систематический характер с момента образования Турецкой республики. Не взирая на то, что в этой стране сменилось не одно правительство (республиканцев сменили националисты, националистов – исламисты), по отношению к курдам власти проводили одну и ту же политику.

Чуть менее яркой была антикурдская политика, проводимая сирийскими властями. Несмотря на то, что Сирия долгое время воспринималась как спокойно развивающаяся страна со светскими взглядами на жизнь, здесь накопилось достаточно много серьезных проблем социального и политического характера. Нельзя не заметить связь между событиями, происходящими в Сирии сегодня, и событиями произошедшими в этой стране в 1970-80-х гг. Жесткое подавление восстания в Хаме, переселение непокорных арабов-суннитов на курдский север, формируя там, так называемый, «арабский пояс», разрывающий непрерывный курдский ареал на севере Сирии, а также насильственное переселение курдов из этих районов в глубь страны — не были выходом из положения. Раскол между суннитской и алавитской частями сирийского общества не был преодолен и достиг критической точки; в конечном счете, небольшого толчка извне было достаточно, дабы рассыпать хрупкий межэтнический и межконфессиональный баланс в Сирии.

Сегодня при освобождении территории Сирийского Курдистана от боевиков ИГИЛ, наибольшая опасность для курдских Отрядов народной обороны таится в тех районах, где проходит «арабский пояс». Именно там ИГИЛ и Джабхат ан-Нусра чувствуют себя уверенно и получают поддержку местного населения. Один из таких поясов — между кантонами Кобани и Джизире после освобождения района Гре-Спи удалось устранить. Остался главный пояс – это территории от кантона Африн до кантона Кобани, в него входят города Азаз, Баб, Джераблус и Манбидж.

Иран, в отличие от перечисленных выше стран, проводит более ухищренную политику, опирающуюся на опыт тысячелетия. Эта многонациональная страна на протяжении истории могла вовремя себя реформировать, менять тактику поведения, выстраивать внутренний политический баланс. Пусть даже и формально, но Иран не отрицал существования курдов и Курдистана, хотя и разделил Восточный (иранский) Курдистан на останы (в переводе с фарси – «провинция» — прим. редакции): Западный Азербайджан, Керманшах, Курдистан, Луристан, Хамадан и Элам.

Иран не пошел по пути Ирака, Турции и Сирии, поэтому положение курдов в Иране иное. Нельзя, конечно, сказать, что здесь все хорошо: курдов по-прежнему продолжают вешать за «сговор с дьяволом». «Сговором с дьяволом» они именуют участие в деятельности Рабочей партии Курдистана или Партии за свободную жизнь в Курдистане, которых считают безбожниками.

Я погляжу, на Ближнем Востоке достаточно «интересное» законодательство!

Законодательству, в котором допускается побиение камнями или же вешание нет места в XXI веке. Наличие жестоких законов препятствуют развитию региона и народы этих земель продолжает жить по канонам VI-VII века нашей эры. Представьте сколько невинных людей погибло из-за варварских законов? В этом регионе женщина лишена идентичности, она — никто. Женщина, надоевшая супругу, может с легкостью стать жертвой клеветы и побита до смерти камнями за вмененную ей супружескую измену или разврат.

Это не Европа и не Россия, где женщина может развестись, получить часть совместно нажитого имущества или алименты, и продолжать жить со своими детьми. Малейшая провинность или непокорность мужу и даже простому мужчине может привести к смертной казни.

Какова нынешняя идеология РПК и как она относится к марксизму?

Я могу попытаться лишь в общих чертах объяснить отношение к марксизму, ленинизму и т.д. В общих чертах можно сказать, что идеология РПК основывается на построении конфедеративных отношений между различными частями сообщества. И когда в РПК говорят о конфедерации, то не имеют в виду союз территорий, а именно объединение различных частей сообщества, при сохранении каждой из них своей идентичности и самоуправления. В качестве субъекта конфедерации может выступать общество женщин, молодежи, алавитов, христиан, курдов, арабов, при этом не важно по какому признаку формируется группа: по национальному, религиозному, конфессиональному, профессиональному или гендерному. Важно лишь то, что в конфедерации все субъекты равны и ни один из них не может доминировать над другим, не может насаждать ему свою волю.

При формировании самоуправления и системы управления на Ближнем Востоке очень важно учитывать наличие разнопланового и многоступенчатого характера ближневосточного общества, при этом особенности того или иного общества от территории к территории могут значительно отличаться. В одних регионах может доминировать конфессиональная самоидентификация, в других — племенная, родовая, кастовая, этническая, возможны также варианты гибридной самоидентификации. В одних регионах религиозное самосознание может преобладать над национальным. Например, среди курдов активно развивается женская солидарность, объединенная в организованную группу, ставшую членом конфедерации взаимоотношений, то же самое относится к молодежи. Иными словами, любая организованная группа (рабочих, юристов, врачей) вправе быть субъектом конфедерации взаимоотношений.

Таким образом, самое главное это гражданство? Все – равные граждане в Курдистане?

Понятие «гражданство», больше связано с понятием «государство», это — принадлежность к государству. Здесь не ставится вопрос о гражданской принадлежности, бОльшее значение имеет принадлежность к определенной группе, являющейся частью единой конфедеративной системы.

То есть основной принцип – все люди равны?

Все люди равны. Казалось бы, в конституциях многих стран прописано, что все граждане равны, но на Ближнем Востоке многое из того, что написано в конституциях не соблюдается. И такое положение дел необходимо менять. Люди и общество терпят гнёт и унижение до поры до времени, но всякому терпению приходит конец. Если человек был бы существом с неиссякаемым терпением, то человечество не перешло бы от рабовладельческого строя к феодальному, а от феодального к буржуазному (капиталистическому). В кризисные периоды обостряется противостояние между господствующей и угнетаемой частями общества (или сообщества), завершающееся, в случае достаточной организованности и справедливости требований последней, изменением прежней системы взаимоотношений и переходом человечества на более совершенную стадию развития.

Какая конечная цель у РПК?

Создание конфедеративного Ближнего Востока.

На основе социалистических принципов?

Верно. В идею вобраны все положительные и все полезные труды человечества, изученные как Абдуллой Оджаланом, так и его сподвижниками. Анализируя различных философов, изучая мировую историю они сделали определенные выводы. Идеология, на которой зиждется новая система самоуправления в Сирийском Курдистане — это плод интеллектуальной деятельности всего человечества, прошедшей через глубокий анализ и претворяемый в жизнь в соответствии с современной действительностью региона.

Если не было бы опыта СССР, трудно было бы представить к чему может привести социализм, где отношения явно перестали быть социалистическими или полезными для общества. Даже самую благую идею нельзя возводить до ранга «диктатуры». В этом кроется большая ошибка и великая опасность. Диктатура сама по себе — это уже зло, как в таком случае следует воспринимать «диктатуру пролетариата»? Опыт СССР показал, что в конечном счете победила «диктатура», а «пролетариат», окованный властью, потерпел поражение. Если изучать идеи РПК, то там само слово «власть» воспринимается негативно. Вместо понятия «власть» используется понятие «управление». Эти два понятия противопоставляются друг другу. Управление представляет собой комплекс действий, направленных на упорядочение системы взаимоотношений между людьми, власть представляет собой инструмент подчинения воли одной группы людей — другой, ради достижения последней своих целей; другими словами, власть можно назвать управлением, вышедшим из-под общественного контроля и сконцентрированным в руках узкого круга людей. Чем дольше группа пользуется властью, тем уже становится ее состав. В конечном счете, у руля власти оказывается один всесильный и никем неконтролируемый человек. Отсюда начинается процесс самоуничтожения и распада системы, держащейся на силе и авторитете одного человека, который начинает совершать массу ошибок. В истории можно найти массу примеров, подтверждающих пагубность усиления или ужесточения властных полномочий, а также концентрации власти в руках узкого круга людей или одного человека.

А какой положительный опыт из истории СССР могут почерпнуть курды?

Первые годы Советского Союза полны положительных моментов. Но в целом, сама РПК возникла, и первые ее кадры воспитывались на идеологии Советского Союза. Поэтому нельзя недооценивать вклад идей Советского Союза в развитие идей РПК. Просто эти идеи прошли через трансформацию в соответствии с современной действительностью. Если бы РПК не начала бы пересматривать свою идеологию в 80-х годах, и не предприняла бы действия по её преобразованию в 90-х годах, то её ждала бы та же печальная участь, что и Советский Союз. Абдулле Оджалану и руководству РПК пришлось сильно потрудиться, чтобы понять причину краха социализма. Без осознания этого, невозможно было бы и удержать разрушение РПК. Проведя глубокий анализ «реального» социализма и выявив его негативные элементы, кадры РПК стали совершенствовать идеологию партии, не только сохранив организацию, но и способствовав ее дальнейшему укреплению и распространению. И конечно же, это стало возможным в том числе благодаря горькому опыту СССР.

Являются ли книги Абдуллы Оджалана руководящими для ЦК РПК или же это сугубо его личное мнение, а ЦК принимает решения на основании иных документов?

У РПК нет Центрального Комитета, есть Исполнительный совет, возглавляемый двумя сопредседателями – мужчиной и женщиной. Исполнительный совет — это коллективный партийный орган, берущий за основу научные труды курдского национального лидера Абдуллы Оджалана. Они не просто исполняют предписания партийной идеологии, а изучают, анализируют ее и по мере необходимости, советуясь с Абдуллой Оджаланом, вносят коррективы. В прошедшие годы общение с находящимся в заключении курдским лидером руководство РПК осуществляло через адвокатов.

Абдулла Оджалан, находясь в тюрьме, продолжал изучать мировую историю и, в целом, философию. Для того, чтобы опыт поколений мог быть применен в жизни, важно знать, что происходит в социуме. Первые годы заключения у него была очень скудная информация о происходящих в мире событиях. Источником информации для него были его адвокаты и проходящие цензуру (в том числе путем вырезания ряда статей) турецкие газеты, предоставляемые администрацией одиночной тюрьмы строгого режима на острове Имралы. Общаясь через адвокатов с однопартийцами курдский лидер получал необходимую информацию и писал научные труды, в частности, свой пятитомник, получивший название «Манифест демократического общества».

Какие труды Абдуллы Оджалана, помимо пятитомника, следует изучить для понимания позиции Рабочей партии Курдистана?

Изучение пятитомного труда Абдуллы Оджалана позволит понять его идеи и определить позицию РПК. Ради научного интереса можно просто проследить, как менялось отношение курдского лидера к тем или иным вопросам, читая и сравнивая его работы, написанные в 80-х годах и в последние годы. В тюрьме на острове Имрали Абдуллой Оджаланом были написаны книги: «От шумерского государства жрецов к демократической цивилизации», «В защиту народа», «Защитная речь Афинскому суду», «Дорожная карта» и впоследствии пятитомный труд «Манифест демократического общества». Они все переведены и опубликованы на русском языке. Можно сравнить идеи, с которых начинал свою деятельность курдский лидер, и которыми впоследствии он руководствовался в результате проводимых анализов. К сожалению, не все книги Абдуллы Оджалана, написанные в 80-х и 90-х годах были переведены на русский язык. Если не ошибаюсь, из работ того периода на русский переведены только три или четыре книги.

Какие силы на Ближнем Востоке и в мире вы считаете своими главными противниками, а какие – союзниками?

Главными союзниками РПК являются сами курды. Именно это позволило партии сохраниться, удержаться на ногах. Когда организация или движение осуществляет свою деятельность только полагаясь на помощь какого-либо государства, она может просуществовать до тех пор, пока это государство будет оказывать помощь. Но история курдского народа показала, что полагаться на какое-либо государство нельзя. Возможно оно будет дружественным, но нельзя забывать, что вокруг есть множество других государств, которые могут принудить руководство страны отказаться от поддержки движения в обмен на какие-нибудь выгодные договоренности или привилегии. Явный пример — арест Абдулла Оджалан. Курдский лидер скитался по миру в поисках политического убежища, но даже страны, обещавшие помочь, в последний момент отвернулись от Абдуллы Оджалана: ни Греция — основательница европейской цивилизации, ни Италия — центр католического христианства и даже Россия — центр православия – не смогли защитить Абдуллу Оджалана от преследования.

А он обращался с просьбой о помощи к Кубе?

Зачем? Если основные центры европейской цивилизации оставили на произвол судьбы курдский народ и его лидера, то что могла сделать Куба?

Но ведь Куба принимает у себя политических иммигрантов!

Это не стало бы выходом, необходимо было найти решение курдского вопроса. Абдулле Оджалану было важно найти поддержку в лице сил, действительно, способных внести свою лепту в решение курдской проблемы и продемонстрировать верность и справедливость отстаиваемых ими ценностей. Курдский лидер не ставил перед собой такой задачи как обезопасить свою жизнь. Однако Европа не сдала экзамен. В случае с Абдуллой Оджаланом она продемонстрировала, что пропагандируемые ею демократические ценности за пределами Европы не имеют никакого значения. Самый униженный народ в мире — сорокамиллионный курдский народ, разделенный границами четырех государств в самую трудную минуту, был лишен всякой поддержки. В обмен на что? На дружественные отношения с Турцией. Ведь многим хорошо известно: Турция на протяжении всей своей истории неоднократно совершала преступления по отношению не только к курдскому, но и христианским народам, проживавшим на ее территории. Однако, несмотря на это, экономические интересы были выше справедливости и вообще человечности.

(продолжение следует)