Приветствие (и не только) «Газете коммунистической»

С огромным интересом прочитал первый номер «Газеты коммунистической» от 15.02.2010 г. привлекли мое внимание статьи: «От редакции», «Что за организация РКРП?», «Социальный гражданский активизм – элемент буржуазной политики».

Поздравляю инициаторов издания газеты с их первым опытом пропаганды марксизма, анализа борьбы современных рабочих. Товарищи в своей редакционной статье ставят цель найти сторонников и организовать их на изучение марксизма и последующую коммунистическую борьбу. Они заявили: «Мы марксисты и учимся понимать общественную действительность по-марксистски, с точки зрения материализма и с помощью диалектики…Мы-коммунисты. Люди, которые научно объясняют общество и организуют все силы на борьбу за переустройство общества на научных началах, против классов и эксплуатации человека человеком».

Но от поздравления перейду к анализу положений, высказанных в упомянутых мной статьях. 

В редакционной статье удивило прежде всего то, что обойден вопрос о наличии (или отсутствии) в современной России коммунистической партии, а в случае, если такая имеется, об отношении к ней. В частности: почему авторы, считающие себя марксистами-коммунистами, не в этой партии?

Удивило и то, что товарищи говорят только о марксизме. Ведь после его развития Лениным для успешной «борьбы за переустройство общества на научных началах» следует руководствоваться марксизмом-ленинизмом. Не поэтому ли в редакционной статье обойдено главное: большевики в октябре 1917 г. совершили не просто «политическую революцию» — они организовали пролетариат и прежде всего рабочий класс на взятие власти в свои руки – на пролетарскую революцию, в результате которой было разрушено государство диктатуры буржуазии и помещиков и создано государство диктатуры пролетариата.

Удивило также утверждение, что «всего лишь одна крупная ошибка большевиков, Ленина и Сталина, привела к отходу от марксизма руководства коммунистической партии – это отсутствие теоретической преемственности идеологов уровня Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина». Товарищи упускают из вида ошибку, допущенную в 1936 г., ставшую после отказа в 1961 г.от государства диктатуры пролетариата и перехода к «общенародному государству» началом регресса социализма в СССР. В работе «Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата» (ПСС,т.39) Ленин подчеркнул: «Теоретически не подлежит сомнению, что между капитализмом и коммунизмом лежит известный переходный период. Он не может не соединять в себе черты или свойства этих укладов общественного хозяйства. Этот переходный период не может не быть периодом борьбы между умирающим капитализмом и рождающимся коммунизмом; — или, иными словами: между побежденным, но не уничтоженным капитализмом и родившимся, но совсем еще слабым коммунизмом… Социализм есть уничтожение классов… Но сразу уничтожить классы нельзя. И классы остались и останутся в течение эпохи диктатуры пролетариата. Диктатура будет не нужна, когда исчезнут классы. Они не исчезнут без диктатуры пролетариата».

Вот в чем главная причина, которая «привела к отходу от марксизма руководства коммунистической партии». Поэтому, чтобы утверждение товарищей: «Но мы неповторим этих ошибок»,- стало реальностью, им следует глубже изучать не просто марксизм, а марксизм-ленинизм.

Еще одно неверное утверждение: «Основной враг социализма – это дисбаланс производства, приводящий к анархии, т.е.создающий потенциальную основу для возникновения товарных отношений». Здесь снова упущено главное: развитие социализма в сторону коммунизма может происходить лишь путем неуклонного преодоления товарных отношений, достающихся социализму от побежденного, но еще не уничтоженного (пока не будут преодолены товарные отношения) капитализма. Дисбаланс общественного производства при социализме возникает в случае неверного учета влияния на него оставшихся товарных отношений. Попытки же усиления роли товарных отношений естественно ведут к усилению позиций еще не умершего капитализма.

Неверным является и утверждение: «Октябрьская революция была повержена окончательно». Потому, что капитализм развился в свою высшую стадию – империализм, а как подчеркивал Ленин: «Империализм есть канун социальной революции. Это подтвердилось с 1917 года во всемирном масштабе» (из предисловия к работе «Империализм как высшая стадия капитализма».ПСС, т.27). То есть наша Октябрьская революция стала началом всемирной пролетарской революции. С тех пор очаги этой революции вспыхивали, действовали и действуют по всему миру. Пролетарская революция в России в силу ряда объективных обстоятельств отступила, она потерпела лишь временное поражение и предоставила нам огромный позитивный опыт познания на практике законов борьбы против капитализма за социализм. Этот бесценный опыт, в том числе и опыт ревизии марксизма-ленинизма, приведший к этому временному поражению, подтвердил правильность всех основных положений марксизма-ленинизма. И даже факт издания первого номера «Газеты коммунистической» опровергает капитулянтское заявление ее редакции. Товарищи, революция жива, она осмысливает пройденный путь и готовит силы для осуществления диктатуры пролетариата в новых условиях.

Ленин в работе «Тезисы ко Второму конгрессу Коммунистического Интернационала» указал, что главной задачей тех, кто считает себя коммунистами, является сплочение коммунистических сил в единой коммунистической партии…для удесятерения работы по подготовке пролетариата к завоеванию государственной власти и притом к завоеванию власти в форме диктатуры пролетариата». Поэтому надо укреплять коммунистическую партию, которая существует, а не заниматься кустарничеством.

В статье «Что за организация РКРП?» Е.Чернов сделал попытку анализа деятельности этой партии, действующей с ноября 1991 г., в результате дал такой вывод: «Тенденции развития РКРП противоречивы, однако почва для очень осторожного оптимизма в отношении ее будущего все же имеется. И вполне вероятно, что настоящая большевистская партия 21 века, партия ленинского типа, которой еще предстоит быть созданной в России, будет образована на основе РКРП». То есть Чернов считает, что РКРП не большевистская партия ленинского типа и соответственно не коммунистическая, а всего лишь ее предположительная основа. Этот ложный вывод сделан без указания: а каким требованиям должна отвечать коммунистическая (большевистская ленинского типа) партия.

Ленин в тезисах ко второму конгрессу Коминтерна обозначил основные принципы, которыми должна руководствоваться коммунистическая партия: во-1-х, признание необходимости движения к диктатуре пролетариата, организованного в Советах и руководимого коммунистической партией; во-2-х, необходимость систематической работы по подготовке пролетариата к такой диктатуре; в-3-х, последовательное проведение в жизнь соответствующих способов такой подготовки.

Среди таких способов подготовки диктатуры пролетариата Ленин выделил следующие:

1) сплочение коммунистов в одной коммунистической партии;

2) борьба против реформистских и центристских тенденций «должна разоблачать неуклонно и беспощадно всякого деятеля внутри рабочего движения, проявляющего эти тенденции, ибо иначе пролетариат не может узнать, с кем он пойдет на самую решительную борьбу против буржуазии»;

3) нельзя ограничиваться обычным принципиальным отрицанием всякого сотрудничества пролетариата с буржуазией, т.к. защита «свободы» и «равенства» , при сохранении частной собственности на средства производства, превращается в «сотрудничество» с буржуазией;

4) необходимо не только разъяснение буржуазного характера всякого реформизма, всякой защиты демократии при сохранении частной собственности на средства производства, но и замена реформистских вождей коммунистами во всех пролетарских организациях;

5) во всех пролетарских организациях необходимо создавать ячейки коммунистов;

6)необходима фракция коммунистов в парламенте, т.к. «это трибуна имеет особо важное значение в глазах широких слоев отсталой или пропитанной буржуазными предрассудками трудящейся массы»;

7)обязательна систематическая борьба с «рабочей аристократией».Это социальная опора реформистов и буржуазии;

8) «всесторонняя и самоотверженная поддержка коммунистической партией особенно необходима по отношению к широкому, стихийному, массовому стачечному движению, которое одно только в состоянии под гнетом капитала настоящим образом разбудить, расшевелить, просветить и организовать массы, воспитать в них полное доверие к руководящей роли партии пролетариата»;

9) «является безусловно необходимым систематическое соединение легальной и нелегальной работы, т.к. буржуазные правительства систематически прибегают к бесконечным нарушениям своей собственной конституции для борьбы против коммунистов»;

10)»нужны для массового распространения среди рабочих: во-1-х, легальные издания, во-2-х, легальные и нелегальные листки, дающие пролетариату необходимую информацию и своевременные лозунги».

РКРП всегда стремилась соответствовать этим (и не только) принципам и способам борьбы против капитализма (частной собственности на общественное достояние) за социализм (общественную собственность на него). Уже в первой программе РКРП (декабрь 1992 г.) было подчеркнуто: «Во второй половине 30-х годов был осуществлен отход от выборов органов власти через трудовые коллективы… появились предпосылки формирования парламентской системы, оторванной от трудовых коллективов и позволяющей депутатам, избранным от территории, игнорировать волю трудового народа…Власть могла действовать в интересах рабочего класса лишь постольку, поскольку эти интересы выражала коммунистическая партия». Далее указывалось, что принятая в 1961 г. «программа ошибочно провозглашала отказ от диктатуры пролетариата и декларировала общенародный характер таких сугубо классовых институтов, как партия и государство, создавая тем самым прикрытие для их мелкобуржуазного перерождения».

Программа предусматривала, что РКРП будет:

«-партией, являющейся авангардом рабочего класса, соединяющей научный социализм с рабочим движением, с борьбой трудящихся за уничтожение всякого социального неравенства».

«-партией, члены которой…отдают свои силы делу освобождения труда…»;

«-партией, овладевающей диалектикой, развивающей и пропагандирующей социалистическую марксистско-ленинскую идеологию и борющейся с буржуазной, не терпящей в своих рядах ликвидаторов, оппортунистов и ревизионистов…»;

«-партией, оберегающей свою идейную и организационную самостоятельность, готовой к единым действиям с другими партиями и движениями по конкретным практическим вопросам борьбы…»;

«-партией, ведущей политическую и экономическую борьбу за интересы людей труда вл всех формах…»;

РКРП всегда была верна марксизму-ленинизму. Поэтому ложно утверждение Чернова: «РКРП изначально была не столько идеологической, сколько именно протестной структурой», скатившейся до «заигрывания с националистами (вплоть до откровенно фашиствующего Русского национального единства)». Не было «заигрывания», был необходимый на тот момент компромисс, направленный против курса на капитализм.

Также неверно утверждение Чернова: «В частности, всерьез рассматривалась возможность объединения РКРП с КПРФ…». Наоборот, еще до создания КПРФ в феврале 1993 г., РКРП выступила с критикой проекта «Политического заявления» оргкомитета по созыву учредительного съезда КПРФ. В частности, в газете «Молния» (№49, январь 1993 г.) в статье «Декларация центризма» указывалось: «обозначились два в корне различных подхода к вопросу об идейной основе объединения коммунистов. Один выражает позиции РКРП…Другой подход сводится к лозунгу: «Нам нужно объединяться любой ценой…спасти народ от геноцида куда важнее, чем сохранить идеологическую невинность»,- пишет Г.Зюганов («Советская Россия», 16.01.1993 г.)». Далее критикуется такое положение заявления: «Ведущей формой реализации общенародной собственности должны стать самоуправляющиеся народные предприятия»…Нелишне напомнить , что «самоуправляющиеся народные предприятия» создали лоскутную экономику Югославии, и затем одеяло страны было разорвано в клочья центробежными экономическими силами…И проект политического заявления, и практическая деятельность членов оргкомитета заставляют сильно опасаться соглашательских тенденций и стремления подчинить всю работу партии парламентской деятельности и политическому лавированию».

В дальнейшем РКРП всегда разоблачала некоммунистичность КПРФ, строя свои отношения с ней, как с левобуржуазной социал-демократической партией. Чернов в качестве доказательства намерений РКРП объединиться с КПРФ указал, что «все митинги проводились совместно, в порядке вещей была безоговорочная поддержка кандидатов от КПРФ на выборах». Ложно здесь не только утверждение о «безоговорочной поддержке» — РКРП всегда использовала любой компромисс для достижения своих целей. Считаю необходимым в связи с этим дать выдержку из работы Ленина «Детская болезнь левизны в коммунизме», в которой он настаивал: «Коммунисты должны приложить все усилия, чтобы направить рабочее движение и общественное развитие вообще самым прямым и самым быстрым путем к всемирной победе Советской власти и диктатуре пролетариата. Это бесспорная истина. Но стоит сделать маленький шаг дальше…стоит сказать…что мы признаем только один, только прямой путь, что мы не допускаем лавирования, соглашательства, компромиссов, это уже будет ошибкой, которая способна принести…серьезнейший вред коммунизму…наша обязанность, как коммунистов, всеми формами овладеть, научиться…дополнять одну форму другой, заменять одну другой, приспособлять свою тактику ко всякой смене, вызываемой не нашим классом или не нашими усилиями…».

А проведением совместных митингов и поддержкой кандидатов от КПРФ преследовалась цель сдвинуть КПРФ влево, при этом никогда РКРП не поступалась принципами, последовательно разоблачая оппортунизм не только КПРФ, но и своей партии. Так в 1996 г. за искажении марксизма-ленинизма в вопросе о диктатуре пролетариата из партии был исключен Анпилов. Утверждение Чернова, что «из партии ушли Анпилов и его сторонники», неверно. Он сам дал Анпилову такую характеристику : «Данный деятель до этого «прославился» провокаторскими действиями, а также откровенным национализмом».

Почему Чернов характеризовал РКРП как не большевистскую (т.е. не коммунистическую) партию, непонятно, так как он предварил этот неверный вывод другим и правильным: «РКРП остается на сегодня наиболее многочисленной ортодоксальной коммунистической организацией в России…стоит задача окончательно избавиться от правых и «левых» идеологических шатаний». Справка: ортодоксальный – неуклонно следующий определенному учению.

РКРП стремится соответствовать этому определению и всегда готова прислушиваться к критике своей деятельности с позиций марксизма-ленинизма. Поэтому интерес вызвала и статья И.Грано «Социальный гражданский активизм – элемент буржуазной политики». В ней утверждается, что «подавляющее большинство коммунистов оказалось на позициях старых «экономистов», в битве с которыми складывалась большевистская партия…наши новые «экономисты» стоят твердо на позиции, что политическая борьба вырастает из экономической…приоритетом считают исключительно экономическую борьбу…потому что плохо владеют марксизмом».

Справка: Экономизм (разновидность ревизионизма) ограничивает рабочее движение только экономической борьбой (за улучшение условий труда, повышение зарплаты и т.п.), отрицает политическую борьбу за социализм и определяющее значение партии рабочего класса (коммунистической), вооруженной марксизмом-ленинизмом, и поощряет стихийность и разрозненность рабочего движения.

В современной России «экономизм» внедряется буржуазией и «голубыми» пробуржуазными профсоюзами ФНПР в рабочее движение в виде т.н. «социального партнерства».

Удивило, что как коммунистов И.Грано критиковал некоммунистические организации: Союз координационных советов (СКС), который, по его мнению – «мутная структура под эгидой ИКД, объединяющая различные протестные инициативы», Левый фронт, поощряющий уличную «борьбу с фашизмом», РРП, выдвигающую «ближайшей целью оппозиционной борьбы отмену Трудового Кодекса» -организации, у которых «голова захламлена протестной демагогией  и борьбой за шкурные интересы», по его мнению.

Грано правильно указал, что надо уметь бороться с «экономизмом», т.е.с буржуазной политикой в рабочем движении, и уметь, как он подчеркивает: «использовать экономическую борьбу рабочих для привнесения политического сознания рабочему классу».То есть он признает, что экономическая борьба рабочих- это та почва, из которой при соответствующей работе коммунистов вырастает политическая борьба за освобождение рабочих, за социализм. Но Грано с этим несогласен. Ленин же в «Что делать?» указал: «широкое распространение и упрочение экономической борьбы русских рабочих шло рука об руку с созданием «литературы» экономических…обличений. Главным содержанием листков были обличения фабричных порядков…Как только рабочие увидели, что кружки с.-демократов хотят и могут доставлять им нового рода листовки, говорящие всю правду о…бесправном положении их, — они стали…засыпать корреспонденциями с фабрик и заводов. Эта «обличительная литература» производила громадную сенсацию…на всех фабриках, где что-нибудь слышали о разоблаченных фактах,…среди самых отсталых рабочих развилась настоящая страсть «печататься» — благородная страсть к этой зачаточной форме войны со всем современным общественным строем, построенным на грабеже и угнетении. И листки в громадном большинстве случаев были действительно объявлением войны, потому что разоблачение…вызывало со стороны рабочих общее требование устранить самые вопиющие безобразия и готовность поддержать эти требования стачками…Случалось не раз, что одного появления листка оказывалось достаточно для удовлетворения всех требований. Одним словом, экономические (фабричные) обличения были и теперь остаются важным рычагом экономической борьбы. И это значение сохраняется за ними, пока будет существовать капитализм, порождающий необходимо самозащиту рабочих…обличения безобразий…служат исходным пунктом к пробуждению классового сознания, к началу профессиональной борьбы и распространения социализма…

…сама по себе это, в сущности, еще…только тред-юнионистская деятельность. Обличения захватывали, в сущности, только отношения рабочих данной профессии к их хозяевам и достигали только того, что продавцы рабочей силы научились выгоднее продавать этот товар…Эти обличения могли сделаться (при условии известного использования их организацией революционеров) началом и составной частью с.-демократической деятельности… С.-демократия руководит борьбой рабочего класса не только за выгодные условия продажи рабочей силы, а и за уничтожение того общественного строя, который заставляет неимущих продаваться богачам. С.-демократия представляет рабочий класс…в его отношении ко всем классам современном общества, к государству, как организованной политической силе… С.-демократы…не могут допустить, чтобы организация экономических обличений составляла их преобладающую деятельность. Мы должны активно взяться за политическое воспитание рабочего класса.

Спрашивается, в чем же должно состоять политическое воспитание? …Недостаточно объяснять политическое угнетение (как недостаточно объяснять им противоположность их интересов интересам хозяев). Необходимо агитировать по поводу каждого конкретного проявления этого угнетения (как мы стали агитировать по поводу конкретных проявлений экономического гнета). А так как это угнетение падает на самые различные классы общества, т.к. оно проявляется в самых различных областях и деятельности…, то не очевидно ли, что мы не исполним своей задачи развивать политическое сознание рабочих, если мы не возьмем на себя организацию всестороннего политического обличения…?

Революционная с.-демократия всегда включала и включает в свою деятельность борьбу за реформы. Но «экономической» агитацией она пользуется для предъявления правительству не только требования всяких мероприятий, а также (и прежде всего) требования перестать быть самодержавным (буржуазным) правительством. Кроме того, она считает своей обязанностью предъявлять правительству эти требования не только на почве экономической борьбы, а и на почве всех вообще проявлений общественно-политической жизни…она подчиняет борьбе за реформы, как часть целому, революционной борьбе за свободу и социализм…

…Повышение активности рабочей массы может быть достигнуто только при условии, если мы не будем ограничиваться политической агитацией на экономической почве. А одним из основных условий политической агитации является организация всесторонних  политических обличений…Сознание рабочего класса не может быть истинно политическим, если рабочие не приучены откликаться на все и всякие случаи произвола и угнетения, насилия и злоупотребления, к каким бы классам не относились эти случае, — и притом откликаться с с.-демократической, а не с какой-либо иной точки зрения… Кто обращает внимание…рабочего класса…преимущественно на него же, — тот не с.-демократ, ибо самосознание рабочего класса неразрывно связано с полной отчетливостью…не столько теоретических, сколько на опыте политической жизни выработанных представлений о взаимоотношении всех классов… вот почему…так глубоко реакционна по своему практическому значению проповедь наших «экономистов», что экономическая борьба есть наиболее широко применимое средство вовлечения масс в политическое движение…Эти всесторонние политические обличения представляют из себя необходимое и основное условия воспитания революционной активности масс… Сделай мы это (а мы должны сделать и можем сделать это), — и самый серый рабочий поймет или почувствует, что и над студентом и…мужиком и писателем…бесчинствует та самая темная сила, которая так гнетет и давит его на каждом шагу его жизни, а почувствовав это, он захочет, неудержимо захочет отозваться и сам, сумеет тогда — …завтра демонстрировать пред домом губернатора, послезавтра проучить тех жандармов в рясе, что делают работу святой инквизиции и т.д.».

То есть, чтобы вовлечь рабочих в политическую борьбу за социализм, коммунистам нужно использовать в агитации и пропаганде весь спектр пороков и гнусностей общественных отношений при капитализме, в том числе и производственных отношений (отношений между рабочими и частными собственниками общественного производства), из которых, в основном, вырастают условия жизни всего общества.

И последнее. Желаю товарищам скорее перейти от кустарнической критики «экономизма» к борьбе против него в рядах существующей коммунистической партии.

Смотри также:

Ответное приветствие тов. Курмееву (и не только)